(«на Горушке») (Ярославской и Ростовской епархии), в г. Данилове Ярославской обл. Основан в 1894 г. мон. Михаилой (Козловой Параскевой Петровной; 1842-1909).
В кон. 70-х гг. XIX в. послушница вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря П. Козлова уволилась из обители по состоянию здоровья, в 1880 г. совершила паломничество в Иерусалим, проживала в мон-ре вмц. Екатерины. На личные средства и при помощи благотворителей Козлова устроила храм во имя вмц. Екатерины, за что получила грамоты и благословение Иерусалимских патриархов Никодима I и Герасима II на пожизненное пользование кельей Екатерининского мон-ря. Но осенью 1893 г. Козлова вернулась в Россию, поступила послушницей в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь, где 13 февр. 1894 г. приняла постриг с именем Михаила.
По благословению св. Иоанна Кронштадтского на средства мон. Михаилы в местности Горушка близ г. Данилова Ярославской губ. началось строительство Д. м. Активное участие в устроении обители принял архиеп. Ярославский Ионафан (Руднев). 22 июля 1894 г. указом Святейшего Синода была учреждена Даниловская Казанская жен. община, настоятельницей назначена мон. Михаила. Определением Свящ. Синода от 19 янв. 1901 г. и указом царя св. Николая II от 6 февр. того же года община была обращена в общежительный нештатный мон-рь, мон. Михаила в ярославской Крестовой ц. возведена в сан игумении. С 1909 г. Д. м. управляла постриженица Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря игум. Иоанна (Скабская), с 1912 г.- бывш. насельница ростовского в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-ря игум. Мария (Пирожкова). Ок. 1895 г. в общине было 4 монахини и неск. послушниц, в нач. XX в.- ок. 80 сестер.
В 1894 г. власти г. Данилова предоставили общине землю, в кон. XIX - нач. XX в. благотворителями Д. м. являлись петербургский предприниматель Д. С. Бочагов, даниловский купец А. Н. Масаинов, вдова купца И. В. Ворохобина и др. На их средства в 1894 г. в местности Горушка были построены 16-келейный деревянный корпус с шатровой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, 2-этажный дом с трапезной и пекарней, баня, хозяйственный двор с коровником и конюшней. Освящение храма и построек обители совершил 13 авг. 1894 г. Ярославский архиеп. Ионафан (Руднев). В 1901-1908, 1915-1918 гг. по проекту петербургского архит. В. А. Косякова в Д. м. был возведен собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя святителей Николая Чудотворца и Алексия Московского. 16 сент. 1918 г. собор был освящен Патриархом св. Тихоном в сослужении Ярославского митр. Агафангела (Преображенского). Настоятелем собора, в котором начались регулярные богослужения, стал свящ. Захарий Бенедиктов. Вероятно, ок. 1918 г. домовый Казанский храм был переосвящен во имя свт. Николая Чудотворца.
Величественный храм, построенный в русско-визант. стиле, является авторским повторением проекта ц. Успения Пресв. Богородицы (подворья Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры) в С.-Петербурге (1895-1900) с незначительными изменениями в оформлении апсид и входов. В кубическом объеме собора конструктивно выделены центральные прясла фасадов, имеющие позакомарное покрытие; с востока примыкают 3 апсиды, с запада - притвор, равный по ширине храму, увенчанному 5 главами на барабанах (центральный - световой). Основной объем здания декорирован в стиле узорочья XVII в.: ряды ширинок подчеркивают конструктивное членение постройки, широкие пояса поребрика делят фасады на горизонтальные ярусы; полуциркульные двойные и тройные окна оформлены наличниками с килевидными завершениями; ряды кокошников украшают верхние части фасадов, по 2 ряда помещено в основании барабанов глав. В том же стиле сооружены с запада, севера и юга идентичные друг другу крыльца с висячими гирьками в середине проемов. В отличие от основного объема храма его апсиды и барабаны глав оформлены полуциркульными окнами и аркатурными поясами в визант. стиле. При постройке Казанского собора, как и в ц. Успения в С.-Петербурге, была применена система перекрещивающихся арок с большим пролетом, что позволило исключить установку столбов в интерьере, сохранив единое обширное пространство храма.
Внутреннее убранство Казанского собора отличалось простотой: белыми стенами с растительным лепным орнаментом в большей части храма, расписанным алтарем. Единственным украшением было массивное медное паникадило, подвешенное на мощных цепях. Собор строился как зимний (в подвале выложены огромные печи, дымоходы проходят в стенах, 4 трубы выложены на вершинах полукруглых кровель), но, чтобы его протопить, требовалось много дров, потому храм действовал как летний.
В Д. м. находились также каменная 2-ярусная колокольня (1897-1900), деревянный на каменных столбах странноприимный дом с квартирами священника мон-ря и диакона (1896), келейный корпус (1899), каменная трапезная с хлебопекарней (1910-1911). Д. м. владел часовней (1897) у перекрестка Романовской и Вахтинской дорог. На железнодорожном вокзале Данилова была установлена Казанская икона Божией Матери в киоте с кружкой для пожертвований.
В авг. 1897 г. общину посетил св. Иоанн Кронштадтский, Ярославский архиеп. св. Тихон (Белавин) отпевал игумений Михаилу и Иоанну. В 1927 г. по благословению митр. Ярославского Агафангела (Преображенского) духовником Д. м. стал бывш. еп. Селенгинский вик. Забайкальской епархии Софроний (Старков) (после 3 лет пребывания в СЛОН).
Зимой 1927/28 г. Д. м. был закрыт, разграблен, сестры поселились у родственников, некоторые послушницы вышли замуж. Игум. Мария с неск. сестрами жила в Данилове, в 2-этажном каменном доме на ул. Петербургской (3-го Интернационала), у старосты Воскресенского собора Г. М. Леонтьева. В нач. 30-х гг. XX в. игум. Мария скончалась, похоронена на городском кладбище. В 1937 г. Леонтьев был репрессирован, сослан в Сибирь. Свящ. Захарий Бенедиктов служил и скончался в Преображенском храме бывш. Геннадиева в честь Преображения Господня муж. монастыря.
В корпусах Д. м. разместились общежитие сельхозтехникума, коммунальные квартиры, детский приют, в 1931 г. была организована сельхозартель «Красная Горушка».
Согласно устному рассказу настоятеля ц. Смоленской иконы Божией Матери в с. Смоленское (ныне в черте г. Ярославля) прот. Прокопия Новикова (происходил из среды беспоповцев, на протяжении всей жизни был связан с заволжской ветвью согласия, после 1945 принял сан иерея, заочно окончил ЛДА; † в нач. 80-х гг. ХХ в.), первоначально сельхозартель называлась «Аксиома». Она была создана представителями согласия бегунов, заволжской ветви беспоповцев (т. н. даниловские, или мельники (мельничные)), отделившейся от «сопелковской веры» в результате полемики 1900-1910-х гг. Создание артели было связано, вероятно, с национализацией паровой мельницы в г. Данилове, давшей название этой ветви «странников» и служившей ее главной «пристанью».
В Казанском соборе Д. м. были устроены электростанция, зерносушилка, колхозное хранилище, склады, в алтаре - магазин. С 60-х гг. XX в. пустующий собор подвергался осквернению, находился в аварийном состоянии, в пожаре 1980 г. сгорели 5 куполов. В 1988 г. трудами местных краеведов и верующих собор и территория мон-ря были расчищены от мусора.
В 1992 г. при Казанском храме был открыт приход, настоятелем к-рого стал свящ. Георгий Усков. Решением Синода РПЦ от 26 дек. 2003 г. Казанский приход был преобразован в жен. монастырь, настоятельницей утверждена мон. Екатерина (Гаева), с 27 марта 2007 г.- настоятельница мон. Филарета (Гусакова). В восстановленном Казанском соборе 22 нояб. 2004 г. архиеп. Ярославский Кирилл (Наконечный) освятил теплый престол во имя свт. Тихона Московского. Сестры живут в небольшом коттедже, поставлена деревянная ограда, в соборе ведутся восстановительные работы, на куполах установлены кресты. В Д. м. хранятся частицы мощей свт. Агафангела (Преображенского) и облачения св. Иоанна Кронштадтского, а также чтимая Казанская икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1918 г. свт. Тихоном. В экспозиции краеведческого музея г. Данилова представлены посох игум. Михаилы, личные вещи еп. Софрония и сестер Д. м.